На совещании присутствовали:
1. Заместитель Председателя Правительства Республики Дагестан – Председатель Комиссии Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности - Ризван Казимович Газимагомедов;
3. Первый заместитель начальника ГУ МЧС России по РД – Олег Джабраилович Халилов;
3. Заместитель начальника МОБ МВД по Республике Дагестан, полковник - Сабир Гамзатович Юсупов;
4. Заместитель главы МО г. Махачкала – Ферезула Агакеримович Кахриманов;
5. Начальник управления по делам ГО и ЧС г. Махачкала, полковник - Абид Омарович Омаров;
6. Заместитель руководителя ГУ «Центр ГО и ЧС» - Чарак Магомедович Чараков;
7. Начальник центра ГИМС МЧС России по Республике Дагестан – Миселав Ибрагимович Ахмедов и другие приглашённые лица.
1. О мерах, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, по обеспечению безопасности людей на водных объектах и в местах массового отдыха людей в период подготовки и проведения купального сезона 2010 года.
1.) В муниципальных образованиях, на территории которых имеются места массового отдыха на воде, проведены заседания КЧС, с приглашением владельцев пляжей, туристических баз и зон отдыха, где обсуждались вопросы подготовки к купальному сезону и обеспечения безопасности отдыхающих.
Подготовлен план агитационно-разъяснительных мероприятий среди населения по вопросам обеспечения безопасности населения на водных объектах в период подготовки и проведения купального сезона.
Спланированы места выставления сезонных спасательных постов в местах массового отдыха людей на воде.
В ходе рейдовых мероприятий было проверено 104 баз отдыха, пляжей, детских оздоровительных лагерей на предмет готовности к купальному сезону. Из 104 мест массового отдыха людей на воде находящихся на учете, владельцам 80 баз отдыха были вручены предписания об устранении нарушений выявленных во время проведенных проверок.
Несмотря на проводимые Главным управлением МЧС России по Республике Дагестан и Государственным учреждением «Центр ГО и ЧС» мероприятия, не все муниципальные образования провели работу, направленную на обеспечение безопасности людей на воде. Хотя согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность в части реализации мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья возложена на муниципальные образования. Кроме муниципального образования город Избербаш городские пляжи находятся в запущенном состоянии. На сегодняшний день ни один пляж, база отдыха и другие места массового отдыха населения на воде не прошли техническое освидетельствование в ГИМС.
На водных объектах г.Махачкала и в других муниципальных образованиях, с наступлением купального сезона появляются стихийные пункты проката маломерных судов и гидроциклов, которые не отвечают требованиям Постановления Правительства Республики Дагестан №217 от 14 августа 2007 г. «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах Республики Дагестан» и Постановления Правительства Республики Дагестан №218 от 14 августа 2007г. «Об утверждении Правил пользования водными объектами Республики Дагестан для плавания на маломерных судах».
На сегодняшний день использование водных объектов на территории Республики Дагестан в местах массового отдыха идёт вразрез с безопасностью жизни людей. Практически во всех местах на территории Республики Дагестан отведённых для отдыха людей во время купального сезона, не соблюдаются Правила охраны жизни людей на воде. Буи-заграждения не устанавливаются, территории пляжей границ не имеют. Нет наглядной агитации по спасению и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на воде, отсутствуют медицинские пункты. Санитарно-эпидемиологическое и экологическое состояние водных объектов не соответствует предъявляемым требованиям, не на всех водных объектах обследуется дно акваторий зон рекреации. Существенную проблему создавала и создаёт торговля спиртными напитками на территории пляжей. Нарушение правил вождения маломерных судов и вход их на территорию зон рекреации зачастую приводит к серьёзным травмам и гибели отдыхающих. Также большой проблемой по прежнему остается гибель людей в канале имени «Октябрьской Революции». Для предотвращения гибели людей в КОРе необходимо принять конкретные меры по запрещению купания в канале - установка знаков «Купаться запрещено», усиления контроля за местами несанкционированного купания со стороны органов внутренних дел. За прошлогодний купальный сезон 2009 года на акваториях республики по статистическим данным погибло 83 человек, из них 45 человек утонуло из-за купания в местах, не отведённых для отдыха. Проведенный анализ показывает, что основными причинами несчастных случаев на воде являются:
- купание в запрещенных и необорудованных местах
- нарушения гражданами правил поведения на воде
- купание в состоянии алкогольного опьянения
- отсутствие контроля за детьми при отдыхе на воде и на берегу
В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах и в местах массового отдыха людей в период проведения купального сезона 2010г. необходимо:
- усилить контроль по соблюдению условий и требований, предъявляемых к обеспечению безопасности в местах массового отдыха людей на водных объектах Республики Дагестан, определить ответственность и обязанности судоводителей, водопользователей;
- руководителям органов местного самоуправления в период купального сезона создать на территории муниципальных образованиях специализированные мобильные подразделения водных спасателей в целях организации безопасного купания, особенно в выходные и праздничные дни в неорганизованных местах массового отдыха населения, принять необходимые меры по обустройству мест купания и отдыха населения на водоемах.
- ужесточить порядок эксплуатации водных объектов, требования к оборудованию пляжей и меры безопасности людей на воде, назначать зоны ответственности водопользователей и обязывать их создавать и оснащать соответствующие спасательные посты, станции или подразделения для решения задач спасения людей в границах этих зон;
- повысить ответственность муниципальных образований, должностных лиц за содержание, оснащение зон рекреации;
- проводить занятия, лекции и беседы в общеобразовательных учреждениях по темам «Правила поведения людей на воде» и «Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях на воде».
- организовать через СМИ работу с населением по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах.
- управлению КОР в течение 2010 года завершить ограждение вдоль русла канала и другие работы, связанные с безопасностью населения.
- УВД, РОВД, прибрежных муниципальных образований, Управлениям торговли прибрежных муниципальных образований, Управлению Роспотребнадзора по Республике Дагестан установить контроль за реализуемой продукцией на водных объектах, запретить реализации спиртных напитков и скоропортящейся продукции.
2.) Совершенствование работы местных гарнизонов пожарной охраны.
Всего на территории Республики Дагестан создано 26 местных гарнизонов пожарной охраны.
В результате проведенной работы за 1 полугодие 2010 года удалось добиться 100% оснащения всех групп экстренного реагирования местных гарнизонов пожарной охраны средствами передачи информации с места возможной чрезвычайной ситуации (происшествия). Каждый местный гарнизон пожарной охраны имеет фотоаппарат, телефонный аппарат с функцией передачи MMS-сообщений. Достаточно активно ведется работа по обеспечению гарнизонов пожарной охраны комплектами видеоконференцсвязи в Республике Дагестан.
Организована работа по совершенствованию информационного обмена на территории местного гарнизона пожарной охраны, что позволило существенно снизить время прохождения информации муниципального образования через ЦУКС МЧС России по Республике Дагестан в ЦУКС ЮРЦ МЧС России и Национальный центр управления в кризисных ситуациях. Проведение ежедневных тренировок по реагированию на ЧС и происшествий, а также заслушивание на селекторных совещаниях позволило обучить личный состав местных гарнизонов пожарной охраны к действиям в условиях ЧС (происшествий) и снизить время реагировании на ЧС (происшествия), а также качество предоставляемой информации.
В настоящее время, при возникновении чрезвычайных ситуаций, используя возможности видеоконференцсвязи, организуется сбор информации, принятие решений и постановка задач по всей вертикали РСЧС в режиме "он-лайн", привлекая к этому процессу с места происшествия мобильный комплект видеоконференцсвязи оперативной группы Главного управления МЧС России по РД или комплектов видеоконференцсвязи местных гарнизонов пожарной охраны. Система видеоконференцсвязи может использоваться и для решения задач повседневной деятельности.
Развитие системы антикризисного управления также невозможно без создания и развития систем, обеспечивающих поддержку принятия решений. При наличии значительного количества локальных происшествий, не требующих задействования координационных органов РСЧС, в большинстве случаев управление осуществляют именно органы повседневного управления, т.е. ЕДДС (единая дежурная диспетчерская служба) и ЦУКС. В этом случае основу для принятия ими решения на привлечение сил и средств и ликвидацию происшествия составляют информационные ресурсы. Сейчас при принятии решения оперативные дежурные смены ЦУКС в своей работе задействуют более 20 информационных систем и баз данных, это:
- система оперативного управления, позволяющая формировать необходимый комплект информационных и справочных документов об обстановке в автоматическом режиме;
- паспорта территорий и объектов, позволяющие определять максимальные ущербы и планировать мероприятия по защите населения и территорий при возникновении всех видов рисков;
- космические снимки и рельефные карты, позволяющие моделировать обстановку на местности;
- трехмерные модели объектов, позволяющие дистанционно оценить обстановку.
В настоящее время база данных Главного управления насчитывает:
52 паспортов муниципальных районов и городов, 695 городских и сельских поселений; 175 паспортов потенциально опасных объектов. Кроме того организована и ведется работа по созданию трехмерных моделей.
Всего разработано и имеется в базе данных:
- 111 моделей потенциально опасных объектов;
- 90 моделей социально-значимых объектов.
- около 19 моделей рисков природного и техногенного характера.