Центр управления в кризисных ситуациях
I. Общие положения
1. Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Дагестан (далее – Центр управления) является самостоятельным структурным подразделением Главного управления МЧС России по Республике Дагестан (далее – Главное управление), созданным для обеспечения на региональном уровне функционирования органов управления РСЧС и гражданской обороны (далее – ГО), управления их силами и средствами, а также обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
2. Центр управления в своей деятельности руководствуется международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от 27.03.2020 № 217, приказами и распоряжениями МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти, приказами и распоряжениями Главного управления МЧС России по Республике Дагестан, законодательством Республики Дагестан, а также настоящим Положением.
3. Центр управления осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Главного управления, а также в пределах своей компетенции с иными учреждениями, подведомственными МЧС России, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
4. Координацию деятельности Центра управления осуществляет Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю.
5. Центр управления в целях недопущения гибели и травматизма личного состава руководствуется также следующими документами по вопросам охраны труда Трудовом кодексом Российской Федерации, постановлением Министерства труда и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.12.2014 № 1100н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы», приказом МЧС России от 15.02.2005 № 74 «Об организации работы по охране труда в системе МЧС России», приказом МЧС России от 12.09.2003 № 553 «О постановлениях Минтруда и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2002 года № 79 и от 17 декабря 2002 года № 80».
II. Основные задачи Центра управления
6. Основными задачами Центра управления являются:
6.1. обеспечение на региональном уровне функционирования органов управления РСЧС и гражданской обороны (далее – ГО), управления их силами и средствами, а также обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;
6.2. осуществление сбора и обработки оперативной информации в области ГО, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, представляемой органами местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории республики, и органов управления городских и районных звеньев республиканской территориальной подсистемы РСЧС, единых дежурно-диспетчерских служб, дежурных диспетчерских служб организаций и других источников информации;
6.3. организация оперативной дежурной службы на пункте управления Главного управления;
6.4. обеспечение готовности оперативно-штабной подсистемы подвижного пункта управления и его применение в соответствии с предназначением.
III. Функции
7. Центр управления в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
7.1. участвует в пределах своей компетенции в разработке и представлении в установленном порядке предложений по реализации государственной политики и проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также других документов.
7.2. участвует в пределах своей компетенции в разработке положений о структурных подразделениях главного управления, других организационно-планирующих документов.
7.3. осуществляет в пределах своей компетенции взаимодействие с Правительством Республики Дагестан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7.4. обеспечивает оповещение и информирование органов управления и сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
7.5. участвует в пределах своей компетенции в исполнении мероприятий по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей
7.6. планирование оповещения, а также организация своевременного доведения сигналов и команд гражданской обороны до руководящего состава, сотрудников Главного управления и до подчиненных подразделений.
7.7. участвует в осуществлении контроля за состоянием готовности дежурных сил и средств РСЧС на территории Республики Дагестан;
7.8. участвует в разработке и доведении до территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, рекомендаций о введении соответствующих режимов функционирования при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке организации и выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также о привлечении сил и средств для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
7.9. обеспечивает в рамках РСЧС информационное взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также соответствующими силами постоянной готовности в пределах Республики Дагестан;
7.10. обеспечивает в установленном порядке непрерывное управление силами и средствами ГО при переходе с мирного на военное время, в том числе передачу сигналов о приведении системы ГО в соответствующие степени готовности;
7.11. организует и осуществляет учет оперативной информации о ЧС, оперативный учет чрезвычайных ситуаций, пожаров, происшествий на водных объектах и других происшествий, произошедших на территории Республики Дагестан в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также распорядительными документами МЧС России;
7.12. обеспечивает оповещение в установленном порядке руководства Главного управления о возникновении чрезвычайных ситуаций и ходе выполнения мероприятий по их ликвидации;
7.13. обеспечивает в установленном порядке оповещение о непосредственной подготовке к переводу и переводе на работу в условиях военного времени;
7.14. организует и управляет проведением аварийно-спасательных работ на территории Республики Дагестан;
7.15. готовит справочные и расчетные документы, предложения по применению сил и средств РСЧС при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций и пожаров на Республики Дагестан;
7.16. обеспечивает функционирование автоматизированной информационно-управляющей системы и информационных ресурсов, обеспечивающих обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации;
7.17. организует мониторинг обстановки в зонах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Республики Дагестан;
7.18. осуществляет взаимодействие с органами повседневного управления РСЧС, создаваемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах Республики Дагестан;
7.19. доводит информацию в пределах своей компетенции до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
7.20. организует исполнения мероприятий по предоставлению населению информационно¬ психологической поддержки.
7.21. обеспечивает поддержание в установленном порядке постоянного взаимодействия и обмена оперативной информацией с органами управления территориальной подсистемы РСЧС Республики Дагестан;
7.22. организация исполнения мероприятий по комплексному использованию средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации в Республике Дагестан, а также сбор информации и обмен ею;
7.23. проводит в установленном порядке обработку и анализ данных об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и прогнозирование возможных вариантов развития событий с участием подразделений МЧС России, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованных организаций в пределах Республики Дагестан;
7.24. выполняет в пределах своей компетенции справочно-аналитическую, информационную, методическую и исследовательскую работу по совершенствованию методов ведения и актуализации соответствующих автоматизированных баз данных, способов предоставления информации из них, внедрению инновационных технологий информирования в области ГО и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
7.25. организовывает и проводит вводный инструктаж по гражданской обороне в соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Республике Дагестан от 03 марта 2020 года №103 «Об организации вводного инструктажа по гражданской обороне в Главном управлении МЧС России по Республике Дагестан»;
7.26. обеспечивает готовность сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения, действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Республики Дагестан и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории Республики Дагестан
7.27. осуществляет мероприятия по защите государственной тайны и безопасности информации, соблюдению режима секретности проводимых работ и ведению секретного делопроизводства;
7.28. обеспечивает в установленном порядке защиту сведений, составляющих коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну;
7.29. организует взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями Республики Дагестан по вопросам создания и поддержания в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения
7.30. участвует во внедрении в систему органов повседневного управления РСЧС инновационные технологии и программное обеспечение антикризисного управления, моделей и технологий предупреждения чрезвычайных ситуаций, управления ГО, оповещения и информирования населения;
7.31. участвует в разработке ведомственных целевых и научно-технических программ в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории Республики Дагестан;
7.32. осуществляет сопровождение разработки документов и организации исполнения мероприятий по вопросам разработки инструкций по действиям дежурных (дежурных смен) при получении (передаче) сигналов оповещения по гражданской обороне, а также осуществление закладки данных сигналов дежурным (в дежурные смены);
7.33. осуществляет анализ состояния профессиональной подготовки, методическое руководство обеспечением профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации личного состава Центра управления;
7.34. готовит предложения по разработке проектов решений (предложений) Главного управления на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
7.35. обеспечивает поддержание в установленном порядке постоянного взаимодействия и обмена оперативной информацией с органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС в пределах Республики Дагестан;
7.36. доводит в установленном порядке до руководства Главного управления, Правительства Республики Дагестан сигналов (распоряжений) управления, а также сигналов (распоряжений) на перевод ГО в высшие степени готовности;
7.37. информирует в пределах своей компетенции население о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на общественном и личном транспорте на территории Республики Дагестан;
7.38. контроль постоянной готовности и технического состояния систем специальной аппаратуры связи и средств оповещения, каналов и сетей связи различного назначения обеспечивающее доведение сигналов;
7.39. участвует в установленном порядке в планировании и организации проведения тренировок с органами повседневного управления и силами РСЧС на территории Республики Дагестан.
IV. Права
8. Центр управления для осуществления своих функций имеет право:
8.1. осуществлять взаимодействие с Правительством Республики Дагестан в суточном режиме.
8.2. осуществлять сбор, обобщение и анализ сведений по вопросам, находящимся в компетенции МЧС России в пределах Республики Дагестан.
8.3. участвовать в организации работы по совершенствованию деятельности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в пределах Республики Дагестан.
8.4. осуществлять координацию применения аэромобильной группировки Главного управления при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
8.5. участвовать по согласованию (указанию) с МЧС России в учениях (тренировках).
8.6. осуществлять подготовку предложений в проекты нормативных правовых актов и иных документов, проектов документов в соответствии с основными задачами и функциями, возложенными на Центр управления по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
8.7. привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений Главного управления (по согласованию) к решению задач, входящих в компетенцию Центра управления;
8.8. запрашивать в установленном порядке у структурных подразделений Главного управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, сведения, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Центра управления;
8.9. с согласия начальника Главного управления использовать служебный автотранспорт для выполнения возложенных на (сокращенное наименование структурного подразделения) задач;
8.10. вести переписку установленным порядком по вопросам, относящимся к компетенции Центра управления.
8.11. осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
V. Организация деятельности Центра управления
9. Центр управления подчиняется непосредственно начальнику Главного управления и заместителю руководителя Главного управления (по антикризисному управлению), который координирует и контролирует деятельность центра.
10. Структура и штатная численность (сокращенное наименование структурного подразделения) определяется штатным расписанием Главного управления;
11. Штатная структура Центра управления:
начальник Центра управления;
заместитель начальника Центра управления;
заместитель начальника Центра управления – старший оперативный дежурный смены;
отдел оперативно-аналитический;
отдел организации оперативной службы;
отдел мониторинга, моделирования и организации проведения превентивных мероприятий;
отдел автоматизации процессов управления;
отдел информационного сопровождения оперативных событий;
отдел применения подвижного пункта управления;
группа по применению беспилотных авиационных систем.
12. Положения о подразделениях Центра управления утверждает заместитель руководителя Главного управления (по антикризисному управлению)
13. Штатная численность Центра управления:
всего должностей - 58 штатных единиц;
должностей сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы - 26 штатных единиц;
должностей работников – 32 штатные единицы.
Центр управления возглавляет начальник Центра управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности начальником Главного управления и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него функций.
В отсутствие начальника Центра управления (командирование, отпуск, временная нетрудоспособность) общее руководство Центра управления осуществляется заместителем начальника Центра управления (или одним из начальников отделов при отсутствии начальника и заместителя начальника Центра управления) на основании приказа Главного управления.
14. Начальник Центра управления:
14.1. руководит деятельностью Центра управления и организует его работу в рамках возложенных на центр задач и функций;
14.2. распределяет обязанности между личным составом Центра управления;
14.3. дает в пределах своей компетенции поручения, обязательные для исполнения личным составом Центра управления;
14.4. докладывает руководству Главного управления вопросы, входящие в компетенцию Центра управления.
14.5. организует взаимодействие с Центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю.
14.6. организует и координирует деятельность структурных подразделений Центра управления.
14.7. определяет и уточняет задачи подразделений, контролирует их выполнение.
14.8. принимает участие в коллегиях, совещаниях, проводимых руководством МЧС России и начальником Главного управления, на которых обсуждаются вопросы, касающихся компетенции Центра управления.
14.9. запрашивает у начальников структурных подразделений Главного управления оперативно-справочные материалы для информационного обеспечения деятельности руководства Главного управления.
14.10. запрашивает (через начальника Главного управления) у подведомственных и находящихся в оперативном подчинении Главного управления организаций, необходимые справочные материалы, статистические и оперативные показатели, отчетные документы для сбора, обработки, анализа сведений за Республику Дагестан.
14.11. осуществляет согласование проектов приказов и распоряжений Главного управления, по вопросам, входящим в компетенцию Центра управления.
14.12. в установленном порядке и в соответствии со своими полномочиями, имеет право подписи документов, исходящих из Центра управления.
14.13. обеспечивает совместно с управлением кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления подбор и расстановку кадров, организует мероприятия по повышению квалификации личного состава Центра управления.
14.14. вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию структуры Центра управления в целом.
14.15. обеспечивает в пределах своей компетенции проведение мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации.
14.16. обеспечивает условия труда личного состава Центра управления, определенные законодательством Российской Федерации, выступает инициатором по совершенствованию оплаты и видов поощрения за успехи в службе и труде.
14.17. участвует в установленном порядке в аттестации личного состава Центра управления;
14.18. контролирует соблюдение требований безопасности личным составом Центра управления.
14.19. вносит предложения начальнику Главного управления о поощрении или привлечении к дисциплинарной ответственности подчиненного личного состава.
14.20. осуществляет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.05.2016 № 141-ФЗ в отношении начальствующего состава федеральной противопожарной службы, а в отношении гражданского персонала руководствуется требованиями законодательства о государственной гражданской службе и трудового законодательства.
15. Начальник Центра управления является непосредственным начальником для сотрудников (работников, государственных гражданских служащих), замещающих должности в Центре управления.
16. Начальник Центра управления и другие сотрудники Центра управления несут персональную ответственность за визируемые и подписываемые документы.
17. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на Центр управления функций несет начальник Центра управления.
18. Центр управления комплектуется специалистами, имеющими высшее образование или не ниже среднего профессионального, соответствующее направлению деятельности, высшее по направлению подготовки (специальности) или иное направление подготовки (специальность), для которого законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным направлениям подготовки, профессиональную подготовку, соответствующий опыт работы в ФПС ГПС, способными по своим деловым и морально-этическим качествам выполнять возложенные на Центр управления задачи.
19. Должностные обязанности и ответственность сотрудников Центра управления устанавливается должностными регламентами (должностными инструкциями).
Каждый сотрудник Центра управления несет ответственность за качество и своевременное выполнение задач, возложенных лично на него.
20. Сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», работники в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
21. Специалисты Центра управления непосредственно подчиняются его начальнику, по представлению которого назначаются и освобождаются от занимаемых должностей начальником Главного управления в установленном порядке.
22. Распределение обязанностей между специалистами Центра управления осуществляется начальником Центра управления или по его поручению заместителем начальника Центра управления.
23. Распорядок рабочего дня Центра управления в повседневной деятельности устанавливается ежегодным приказом Главного управления «О повседневной деятельности Главного управления».
24. В целях поддержания готовности и ликвидации чрезвычайной ситуации в мирное время, для структурных подразделений Главного управления соответствующим приказом Главного управления могут устанавливаться режимы функционирования «повышенной готовности» и «чрезвычайной ситуации», в период которых возможно привлечение личного состава к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в установленном порядке.